Организация работы в летний период

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летнего  периода (летних каникул) в учреждении дошкольного образования составляет 92 дня.

Подготовка к летнему периоду

Организация деятельности учреждений дошкольного образования в летний период требует тщательной подготовки.

Показателями готовности учреждения дошкольного образования к летнему периоду являются:

  1. наличие и исправность игрового и спортивного оборудования, плескательных бассейнов;
  2. наличие игр и игрушек, спортивного инвентаря, учебных изданий, средств обучения для организации различных видов детской деятельности;
  3. функционирование поливочной системы;
  4. обеспечение замены песка в многофункциональных песочницах с закрывающимися крышками (наличие соответствующего сопроводительного документа);
  5. засетченность окон в учреждении дошкольного образования.
  • С целью создания благоприятных условий для пребывания воспитанников в учреждении дошкольного образования организуется работа по выявлению у законных представителей воспитанников потребности в посещениях учреждений дошкольного образования в летний период.

  • При сокращении численности воспитанников в летний период допускается переформирование групп в учреждении дошкольного образования, в том числе в разновозрастные группы, или их закрытие.

  • В подготовительный период со всеми работниками учреждения дошкольного образования обсуждаются:

  1. ресурсное обеспечение летнего оздоровления (мероприятия по благоустройству территории; физкультурной площадки: приведение в порядок беговой дорожки, площадки для изучения правил дорожного движения; выносного материала для игровой и двигательной деятельности детей и др.);
  2. организация летнего оздоровления (организация питания, лечебно-профилактическая работа, система физкультурно-оздоровительной работы, система закаливания);
  3. организация распорядка дня в летний период;
  4. взаимодействие с семьей;

методические рекомендации для педагогических работников:

– по профилактике острых кишечных инфекций;

– по предупреждению отравления детей ягодами и грибами;

– по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;

  • В уголке для родителей вывешивается распорядок дня на летний период,  материалы консультаций для родителей;

Создание безопасных условий жизнедеятельности детей

  • За создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса заведующий учреждением дошкольного образования, педагогические работники несут персональную ответственность в соответствии с законодательством.

  • На территории учреждения дошкольного образования не должно быть камней, кирпичей, резиновых покрышек, сухостойных деревьев, колючих кустарников, деревьев и кустарников с ядовитыми плодами.

  • Групповые площадки:

– должны иметь инсолируемую и затененную части;

– оборудоваться многофункциональными песочницами с закрывающимися крышками. Перед игрой песок должен быть слегка увлажнен и перелопачен. На ночь песочницы должны закрываться крышками;

– для воспитанников в возрасте до 3 лет необходимо иметь травяное покрытие. На групповых площадках для воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет кроме травяного покрытия должно предусматриваться и покрытие утрамбованным грунтом;

–обеспечиваются поливочными системами с отведением воды в ливневую канализацию. При сухой и жаркой погоде не менее двух раз в день перед уборкой территории проводится поливка земельного участка учреждения дошкольного образования;

– надворное оборудование (навесы, веранды, террасы) должно быть надежно закреплено, устойчиво, исправно, безопасно;

–установленное на территории игровое и физкультурное оборудование должно ежедневно протираться;

– игрушки для игры на улице в конце дня моются непосредственно на территории учреждения дошкольного образования с помощью поливочных шлангов.

Организация летнего оздоровления

  • Предусматривается максимальное пребывание детей на воздухе (работа с детьми проводится на улице в соответствии с запланированными мероприятиями). Выход детей на улицу осуществляется после завтрака.

  • Организация питания осуществляется в соответствии с натуральными нормами.

В летний период важно обеспечить систему мер, направленную на качество организации рационального, сбалансированного питания, обеспечивающего организм ребенка всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами, минеральными солями) и энергией. Для обеспечения безопасности питания воспитанников необходимо уделять внимание не только качеству продуктов, поступающих на пищеблок, но и условиям, срокам их хранения, соблюдению требований к технологии приготовления готовых блюд, срокам годности и условиям хранения готовых блюд.

В летний период предпочтение отдается свежим овощам, фруктам, сокам.

В летнее время особое внимание необходимо уделить организации питьевого режима, т. к. во время жары потребность в жидкости у ребенка существенно увеличивается. Для организации питьевого режима воспитанников используется негазированная питьевая вода промышленного производства, фасованная в емкости, или кипяченая, которая хранится не более 6 часов.

Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в учреждении дошкольного образования. Питьевая вода выносится на улицу, разливается в одноразовую посуду или посуду индивидуального пользования по просьбе детей.

  • В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.

Физкультурно-оздоровительная работа включает:

– утреннюю гимнастику;

– комплекс общеразвивающих упражнений (игрового, сюжетного, тематического вида);

– подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

– активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);

– самостоятельную двигательную деятельность;

– закаливание.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:

комплекс общеразвивающих упражнений;

обыгрывание сюжета;

3-4 подвижные игры;

физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;

оздоровительный бег на участке;

элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.

Комплекс общеразвивающих упражнений направлен на:

повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);

расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.

При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:

комплекс подвижных игр (2—3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной):

профилактика нарушений осанки и плоскостопия;

развитие координационных способностей;

развитие физических качеств;

совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.);

элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.);

игры с элементами спортивного ориентирования;

комплекс подвижных игр (2-3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.

Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.

Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:

включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);

обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;

предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;

индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.

Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.

Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):

ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);

многократное умывание в течение дня;

полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;

дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков);

ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2—5 мин в группе первого раннего возраста до 15—20 мин в старшей группе); по траве, песку.

Организация образовательного процесса в летний  период

Художественно-эстетическая работа включает:

  • изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);
  • музыкальную деятельность воспитанников;
  • ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.

При организации в изобразительной деятельности воспитанников в летний  период важным является:

  • проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;
  • экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;
  • включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке);
  • освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);
  • лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины);
  • аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);
  • конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов);
  • детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).

В летний  период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является:

  • включение изобразительной деятельности в детские праздники;
  • проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;
  • организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.

В летний  период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:

  • использование музыки в режимных моментах;
  • фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;
  • проведение музыкально-дидактических игр и заданий, музыкальных викторин;
  • включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А. Вивальди, П. И. Чайковского и др.);
  • сольное и коллективное музицирование;
  • самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).

В летний  период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников целесоообразным является проведение фольклорных праздников, развлечений и других мероприятий.

В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности. Формы деятельности, в которой применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения дошкольного образования и его деятельности в летний оздоровительный период.

Во время организации летнего оздоровления предполагается ежедневный контроль за:

– качеством поставляемых продуктов питания, введением в рацион соков, фруктов, овощей;

– приготовлением блюд (присутствие при закладке основных продуктов, выдача пищи с пищеблока);

– С-витаминизацией дневного или суточного рациона;

– организацией диетического питания диспансерных детей и детей, склонных к аллергии;

– соблюдением питьевого режима, обеспечением водой детей на прогулке;

– обеспечением санитарно-эпидемиологического режима в группах;

– организацией сна детей. В теплое время года дневной и ночной сон проводится при открытых окнах, избегая сквозняков;

– одностороннее проветривание может проводиться в присутствии воспитанников, в теплое время года – непрерывно;

– проведением всех форм работы с детьми (кроме сна и питания) на свежем воздухе;

– обеспечением детей головными уборами, одеждой в соответствии с погодой;

– исправность стационарного игрового и спортивного оборудования, плескательных бассейнов;

– наличие игр и игрушек, спортивного инвентаря, учебных изданий, средств обучения для организации различных видов детской деятельности;

– функционирование поливочной системы;

– засетченность окон в учреждении дошкольного образования.

свернуть

Рекомендации по проведению прогулки в летний период

Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. 

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.

Цели,  задачи и виды прогулок

         Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности  функциональных ресурсов организма.

Задачи прогулки:

  • оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;
  • способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;
  • оптимизировать двигательную активность детей;
  • способствовать  познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.

         Требования безопасности при организации прогулок на участке учреждения дошкольного образования.

         Перед выходом детей на прогулку необходимо осматривать территорию участка на предмет  соответствия  требованиям безопасности.

Решение о проведении, отмене или сокращении времени прогулки на свежем воздухе принимает заведующий.

При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщить о случившемся заведующему, который организует поиски ребенка, ставит в известность  родителей в соответствии со схемой оповещения.

О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно известить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал  для оказания первой медицинской помощи.В процессе прогулки воспитатель должен обучать  детей навыкам безопасного поведения,  правилам безопасного обращения с различными предметами.При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизиологические особенности детей данного возраста, площадь участка.

Запрещается:

-       оставлять детей одних, без присмотра ;

-       использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

           Требования к одежде детей:

-                  в любое время года одежда и обувь должна соответствовать погоде на данный момент и не должна перегревать или переохлаждать детей;

-                  в летний период во избежание перегрева детям обязательно надевают легкие головные уборы.

Порядок хранения одежды в шкафчике:  на верхнюю полку кладется  кепка,  шапка. Кофта,  колготки – на вторую полку или в кармашки,  штаны, верхнюю одежду вешают на крючок.  Обувь ставят на нижнюю полку, сверху кладут  носки. 

 Прогулка должна состоять из следующих структурных элементов:

-  наблюдение

Процесс наблюдения может быть организован за объектами и погодными явлениями.

В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

При планировании наблюдений воспитатель продумывает: оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения, размещение детей; приемы привлечения внимания детей к наблюдению  (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация); приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта).  

Виды наблюдения:

Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности и т.д.)

Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

  1. устанавливаются факты;
  2. формируются связи между частями объекта;
  3. идет накопление представлений у детей;
  4. проводятся сопоставления;
  5. делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

-   двигательная активность

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

            В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать:

-        подвижные игры и физические упражнения на утренней прогулке: в младшей группе – 6-10 мин, в средней группе – 10-15 мин,  в старшей  группе – 20-25 мин. На вечерней прогулке: в младшей и в средней группах – 10-15 мин,  в старшей  группе – 12-15 мин. Подвижные игры можно дополнять или заменять, спортивными упражнениями или в старшем дошкольном возрасте спортивными играми, играми с элементами соревнований.

К спортивным упражнениям относятся: к катание на велосипедах, самокатах.

-       организацию самостоятельной двигательной активности. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей, развивающей среды;

-       индивидуальные задания (в соответствие с календарным планированием).

В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались или не перегревались. Всё это необходимо продумывать воспитателю перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия.

Нельзя допускать, чтобы на прогулке дети находились длительное время без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью,  которых следует вовлекать в подвижные игры.

Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбуждёнными, что отрицательно сказывается на характере их дневного сна, увеличивает длительность периода засыпания, может быть причиной снижения аппетита.

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование, воспитатель моет игровой материал  водой на участке. 

Требования к продолжительности прогулки.

Режим длительности проведения прогулок на улице.

 В течение года прогулки проводятся ежедневно. Общая продолжительность прогулки составляет 3-4 часа.

Для достижения оздоровительного эффекта в теплый период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.

Таким образом, правильно организованная  и продуманная прогулка помогает осуществлять задачи всестороннего развития детей и сохранения жизни и здоровья дошкольников.

свернуть

Закаливание

Оздоровительная работа с детьми в летнее время является составной частью системы профилактических и воспитательных мероприятий в учреждении дошкольного образования

Закаливание – система медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды.

Закаливание- обеспечение оптимального сочетания температуры воздуха и одежды ребенка, максимальное пребывание детей на воздухе, рациональная организация сна, водные процедуры.

Закаливание воспитанников осуществляется в соответствии с утвержденной и в установленном порядке учебной программой дошкольного образования.

Для организации закаливания воспитанники должны быть распределены на две группы с учетом состояния их здоровья.

Закаливание воспитанников в учреждениях дошкольного образования должно проводиться с использованием естественных природных факторов: воздух, вода, рассеянные лучи солнца.

Организация закаливающей среды является главным фактором закаливания детей, что связано с постоянным ее воздействием на организм ребенка, в отличие от кратковременно действующих специальных закаливающих процедур. Основным требованием для проведения закаливания детей является обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка. Бактериальная и химическая чистота воздуха достигается проветриванием помещений. Сквозное проветривание, проводимое в отсутствие детей, создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Одностороннее проветривание в летнее время проводится непрерывно.

При закаливании воспитанников должны соблюдаться следующие принципы:

  • Учет состояния здоровья, индивидуальных возрастных особенностей ребенка
  • Комплексность использования всех природных факторов и закаливающих процедур;
  • Постепенность нарастания интенсивности закаливающих мероприятий;
  • Наличие положительных реакций ребенка на проводимые закаливающие процедуры
  • Системность закаливания (оно осуществляется круглый год, но виды его и методики меняют в зависимости от сезона и погоды)

Все дети, посещающие дошкольное учреждение и дети, поступающие из семьи (особенно дети, страдающие хроническими заболеваниями) должны быть заранее осмотрены педиатром, узкими врачами-специалистами (их назначения по оздоровлению детей вносятся в медицинскую карту ребенка со всеми данными о состоянии его здоровья с определением группы здоровья, наличии прививок и рекомендациями по индивидуализации режима дня, оздоровительных мероприятий).

На основании данных в дошкольном учреждении медицинским работником составляется сводная таблица по группам здоровья, закаливания, физкультуры.

Организация местных воздушных ванн и соблюдение длительности прогулок (пребывание воспитанников на открытом воздухе не реже 2 раз в день общей продолжительностью не менее 3 часов 20 минут – 4 часов в зависимости от режима дошкольного учреждения) в соответствии с учебной программой дошкольного образования. Руководитель дошкольного учреждения вправе принять решение о сокращении длительности прогулок или их запрещении для воспитанников при неблагоприятных погодных условиях (град, гроза, проливной дождь, ураган, при скорости движения воздуха более 2 м/ сек и другое). Закаливание воздухом является наиболее «мягкой» закаливающей процедурой. Оздоравливающее действие воздуха необходимо использовать при организации дневного сна. В теплое время года рекомендуется дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков)

Организация специальной закаливающей процедуры – общей воздушной ванны, нахождение воспитанников на улице, в облегченной одежде или в майке и трусах. Продолжительность воздушной ванны в первые дни 1,5-3 минуты. Ежедневно экспозиция увеличивается на 30-40 секунд, доводя пребывание раздетыми до 15-20 минут.

Организация закаливающего мероприятия – хождение босиком по различным покрытиям (песок, трава и т.д.) с целью укрепления свода стопы. Начинать надо закаливание в теплые, солнечные дни с температурой воздуха до 22 °С, постоянно увеличивая время с 2-3 минут до 10-12 минут. Хождение по «дорожке здоровья» предусматривает следующий порядок ее элементов: травяной покров, песок, влажный песок, гравий, галька, круглые бревна мостиком, круглые камни, травяной покров. Хождение 2-3 кратное с топтанием по мокрому покрытию (мешковине) от 3 до 10 секунд. 

Организация закаливающего мероприятия – контрастное обливание ног (можно сочетать с мытьем ног после прогулки). Для здоровых детей обливание ног начинают водой с температурой 24-25 °С, затем 35-36 °С, и опять 24°С. Каждые 3-4 дня температуру теплой воды повышают на 1-2 °С до 40 °С, а холодной соответственно снижают до 16-18 °С. Для ослабленных детей температура воды та же, но другая последовательность: Теплая, холодная, теплая. После процедуры ноги вытирают сухим индивидуальным полотенцем.Для проведения водных процедур гигиенического мытья ног после прогулки необходимо следующее: скамейка или стулья, деревянные решеточки, емкости с водой, лейки, индивидуальные полотенца для ног.

К местным закаливающим процедурам относятся умывание лица холодной водой, полоскание горла, питьё  воды, хождение по воде, игры с водой.

К общим закаливающим процедурам относятся обтирание, обливание всего тела, холодный и контрастный душ, к бассейнах-плескательницах. Общие водные процедуры (обливание, обтирание, купание) проводятся не раньше, чем через 3-4 минуты после еды).

 

свернуть

Использование игр – экспериментов в работе с детьми дошкольного возраста

Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослых.

В формировании у детей эмоционального отношения к природе воспитатель использует многие виды игр. С малышами проводит очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены, прежде всего, в  экологической  игре. Игры-эксперименты, или игры-экспериментирования представляют собой один из видов дидактической игры.Игры-эксперименты — это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка — это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении культурно-гигиенических умений и навыков, навыков ЗОЖ.

Подобные игры разрабатываются или отбираются воспитателем на основе следующих принципов:

-возраста и опыта детей, ведущего вида деятельности;

доступности содержания игр;

-сочетания наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя и действий детей;

-ориентации на обеспечение "культурной практики" детей в игре;

-сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности;

-адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;

-постепенного усложнения игр;

-цикличной организации игр.

Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. Дети ­очень любят экспериментир­овать. Эт­о ­объясняется тем, чт­о им присуще наглядн­о-действенн­ое и наглядн­о-­образн­ое мышление, а экспериментир­ование, как никак­ой друг­ой мет­од, с­о­ответствует этим в­озрастным ­ос­обенн­остям.   В д­ошк­ольн­ом в­озрасте ­он является ведущим, а в первые три г­ода – практически единственным сп­ос­об­ом п­ознания мира.

П­обуждая детей к исслед­овательск­ой деятельн­ости, надо дать им в­озм­ожн­ость экспериментир­овать, выявить реальные представления ­о различных ст­ор­онах изучаем­ог­о ­объекта, ­о ег­о взаим­о­отн­ошениями с другими ­объектами и с­о сред­ой ­обитания. В пр­оцессе исслед­овательск­ой деятельн­ости идет ­об­огащение памяти ребенка, активизируются ег­о мыслительные пр­оцессы, так как п­ост­оянн­о в­озникает не­обх­одим­ость с­овершать ­операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, ­об­общения. Не­обх­одим­ость рассказывать ­об увиденн­ом, ф­ормулир­овать ­обнаруженные зак­он­омерн­ости и выв­оды стимулирует развитие речи у детей д­ошк­ольн­ог­о в­озраста. Исслед­овательская деятельн­ость вызывает ­огр­омный интерес у детей. Исслед­ования представляют в­озм­ожн­ость ребенку сам­ому найти ­ответы на в­опр­осы "как?" и "п­очему?". Неут­олимая жажда н­овых впечатлений, люб­ознательн­ость, п­ост­оянн­ое стремление экспериментир­овать, сам­ост­оятельн­о искать н­овые сведения ­о мире традици­онн­о рассматриваются как важнейшие черты детск­ог­о п­оведения. Исслед­овательская активн­ость - естественн­ое сост­ояние ребенка, ­он настр­оен на п­ознание мира, ­он х­очет все знать. Исслед­овать, ­открыть, изучить - значить сделать шаг в неизведанн­ое. Эт­о ­огр­омная в­озм­ожн­ость для детей думать, пр­об­овать, экспериментир­овать, а сам­ое главн­ое сам­овыражаться. Х­очется, ­остан­овится на ­ос­обенн­остях при ­организации и пр­оведении исслед­овательск­ой деятельн­ости с детьми д­ошк­ольн­ог­о в­озраста. Педаг­оги д­олжны придерживаться следующих правил в данн­ой раб­оте:

-детск­ое экспериментир­ование св­об­одн­о ­от ­обязательн­ости;

-не следует стр­ог­о регламентир­овать пр­од­олжительн­ость ­опыта;

-не следует стр­ог­о придерживаться заранее намеченн­ог­о плана;

-дети не м­огут раб­отать, не разг­оваривая: лишение детей в­озм­ожн­ости ­общаться друг с друг­ом не т­ольк­о затрудняет усв­оение материала, н­о и нан­осит ущерб личн­ости в цел­ом.Однак­о при эт­ом над­о чутк­о улавливать грань между тв­орческим ­общением и нарушением дисциплины. Не­обх­одим­о учитывать прав­о ребенка на ­ошибку. Для п­обуждения детей к исслед­овательск­ой деятельн­ости ­огр­омн­ое значение имеет х­ор­ош­о ­об­оруд­ованная предметн­о-пр­остранственная среда в группе. Она стимулирует сам­ост­оятельную исслед­овательскую деятельн­ость ребенка, с­оздает ­оптимальные усл­овия для активизации х­ода сам­ореализации. С первой младшей группы  дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму. Во 2 младшей группе   познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые  свойства изучаемых объектов. Экспериментирование в средней группе   имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств. Используя  экспериментирование в старшей группе   нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.

Задачи игры- экспериментирования:

-формировать у детей способность видеть многообразие

мира в системе взаимосвязей;

-сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.) ;

-формировать умение детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений;

-использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью;

-развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

По характеру объектов, используемых в эксперименте:

- опыты с растениями;

- опыты с животными;

- опыты с объектами неживой природы;

- опыты, объектом которых является человек.

По месту проведения опытов:

- в групповой комнате;

- на участке;

- в лесу, в поле и т.д.

Структура игры-экспериментирования:

-постановка, формулирование проблемы;

        -выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых деталей;

      -проверка гипотез;

      -подведение итогов, вывод;

      -фиксация результатов;

    -вопросы детей

Для того чтобы дети могли заниматься играми-экспериментами самостоятельно, в учреждении дошкольного образования должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития.  У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона -уголок экспериментирования  

Главное достоинство игр – экспериментирований заключается в том, что в процессе эксперимента:

-дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

-идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;

-развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

 

свернуть

Организация работы детей дошкольного возраста с природным материалом

Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах дидактики: от простого к сложному. При этом важное значение приобретает принцип повторяемости действий (например, при выполнении новых поделок воспитатель опирается на умения, которые требовались и сформировались у детей раньше). Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с материалами необходимы показ и объяснение воспитателя, определенные практические действия детей (упражнения) под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка. Воспитатель хорошо знает, как дети в его группе относятся к труду, хотят ли они и могут ли трудиться. Об этом он судит по тому, как они принимают задание взрослого, насколько самостоятельно ставят цель работы, как мотивируют ее («зачем мы это делаем»).

Стимулом для проявления детьми творчества при изготовлении игрушек из природного материала является поощрение, одобрение успехов ребенка.

Большое воздействие оказывают на ребят готовые детские работы. Они способствуют формированию интереса детей к этому труду, стимулируют их к проявлению инициативы в совершенствовании навыков работы с природным материалом. С этой целью в группе организуется выставка детских работ.

Ребенок в процессе труда (ручного, в частности) чувствует себя взрослым, и это сознание, что он работает, трудится как взрослый, приносит ему радость, поддерживает его интерес и любовь к труду.

Воспитатель организует работу над игрушкой с учетом указанных принципов, при этом следит, чтобы все дети были обеспечены необходимыми инструментами и материалами, чтобы выполнялись правила техники безопасности.

Работа над изготовлением игрушек из природного материала будет выполняться детьми успешнее, если они будут иметь возможность заниматься ею и в других видах деятельности. Так, например, природный материал можно использовать и на занятиях по лепке: различные семена, скорлупки орехов, мох, желуди, их чашечки и др. Любят дети делать аппликации из семян тыквы, засушенных листьев. На этих занятиях дети знакомятся с новым для них приемом приклеивания аппликации: наносят клей не на деталь, а на то место, куда она будет накладываться. С удовольствием выкладывают мозаичные узоры на покрытых пластилином дощечках из семян, покрашенных тушью в разные цвета. Такие занятия способствуют развитию мелких мышц кистей рук, развитию творческой смекалки.

Изготовлению задуманной игрушки предшествует большая подготовительная работа. Прежде чем приступить к созданию поделок, с детьми проводятся экскурсии в природу (в лес, парк, к реке, лесополосе и в другие места). На таких экскурсиях важно учить детей пристальнее вглядываться в неповторимую красоту природы, видеть прелесть в стройных березках, величавых дубравах, мягком шелесте трав.

На экскурсии детям можно рассказать, что наша страна богата лесами, в них растут самые разнообразные породы деревьев, представляющих огромный запас древесины.

Лес - наш зеленый друг, который задерживает таяние снегов и бережет жилища людей на побережье рек от наводнения; лес делает мягче климат и сохраняет влагу для наших полей. Весь наш народ защищает леса и специально их восстанавливает там, где они пострадали. Особенно важно следить за строительными лесами.Во время экскурсии воспитатель напоминает детям, что для изготовления игрушек из природного материала используется кора высохших или срубленных деревьев (сосен, берез); опавшие ветки и семена деревьев и кустарников. На глазах у детей педагог может сделать 1-2 простые игрушки (например, стрекозу, рыбку и т. п.). Это будет способствовать формированию интереса к изготовлению поделок из природного материала. На экскурсию можно взять коробочки для сбора различных листьев, крылаток, семян, в ходе ее организовать сбор веток, сучьев, которые необходимы будут для изготовления различных игрушек. Воспитатель рассказывает детям, как надо собирать природный материал, подчеркивая, что желуди, шишки, ягоды должны быть целыми, непомятыми. Предлагает сортировать материал по виду, размеру, цвету, помещая его в корзины или коробки большого размера.

Собранные сухие корни, ветки, шишки, сучки имеют причудливую форму. Педагог предлагает детям ответить на вопросы: «На что похоже? Что напоминает?», побуждает ребят сравнивать, вспоминать знакомых сказочных героев, внимательно вглядываться, фантазировать, продумывать заранее, из какого материала и что можно будет сделать (какую создать композицию с участием человечков, зверей, птиц, рыб и т. п.), какие интересные сценки (например, трех поросят, лисицу, петуха, бременских музыкантов, волка и зайца и т. п.). Организованный таким образом сбор материала дает возможность детям активно воспринимать его цвет, запахи. Всем ходом беседы воспитатель побуждает детей к наблюдениям, развивает у них образное восприятие, фантазию: в семенах, шишках, корягах видеть забавных человечков, животных, птиц, насекомых. На прогулке, можно сделать кузнечика. Для головки использовать подсохшие опадающие вишенки, брюшко сделать из березовой сережки, которая даже изогнута, как настоящее брюшко. Каждый ребенок делает кузнечика по собственному замыслу. В процессе работы воспитатель оказывает детям помощь, поощряет тех, кто помогает отстающим товарищам. После экскурсии желательно провести беседу. Так, например, на прогулке дети нашли муравейник; воспитатель объяснил, какую пользу приносят муравьи. Рассмотрели муравья, увидели, как он ловко и быстро передвигается по земле. А во время беседы можно уточнить, каких еще насекомых дети знают, каков их образ жизни, форма тела, количество ног, какую приносят пользу или вред. В другой раз детям можно предложить рассмотреть стрекозу; для изготовления игрушки стрекозы использовать крылатки липы, для головы - вишневые косточки, брюшко выполнить из засушенного колоска пырея. В такого рода беседах развиваются смекалка, сообразительность, расширяются понятия, представления, углубляются знания, обогащается речь.

Когда дети узнают, где и как растут желуди, каштаны, научатся видеть в них части предполагаемых игрушек, можно приступить к выполнению задания. При этом в начале работы можно не стремиться к большому разнообразию поделок. Наоборот, учить детей одну и ту же игрушку мастерить из различного материала, обращая внимание на то, что пластилин для скрепления подбирается под цвет каштанов и желудей, что нужно прочно и аккуратно соединять части игрушки.

В старшей группе дети уже знают места экскурсии. Необходимо продолжать учить детей замечать изменения в сезонных явлениях. Дети 5-6 лет уже многое могут сами. В ходе экскурсии они мастерят игрушки, собирая материал, видят образы будущих поделок. Воспитатель напоминает детям требования к собираемому материалу. С этой целью организует игру «Сбор материала». Вместе с детьми определяет место приемного сортировочного пункта, выбирает дежурного по лесу (по парку), который будет следить за охраной природы, контролера качества собираемого материала и т. д. Экскурсию можно закончить беседой о красоте и богатстве природы, об ее охране в нашей стране. В итоге воспитатель сообщает, что в группе из собранного материала дети смогут сделать разные игрушки, и те, которые они делали, и новые, которые им нравятся.

В беседе по проведенной экскурсии воспитатель уточняет впечатления детей об увиденном, приобретенные новые знания. Теперь можно перейти к изготовлению игрушек из природного материала. Чтобы сделать игрушку, ребенка учат делать тщательный осмотр (анализ) образца, рисунка, фотографии игрушки; определять не только внешние характерные особенности, но и детали поделки, способы ее соединения. Правильный анализ структуры изготовления игрушки является особенно важным звеном в работе. В процессе такого анализа ребенок учится мысленно планировать предстоящую работу по аналогии с образцом.

Работа над игрушкой развивает у детей ориентировочно-исследовательскую деятельность. Поэтому важно, чтобы воспитатель не объяснял все сам в процессе изготовления игрушки. Хороших результатов можно достигнуть, когда дети будут поставлены в необходимость самим додумать, доделать, проанализировать действия.

Таким образом, работа детей по изготовлению поделок из природного материала начинается с усвоения способа выполнения игрушки по образцу, сделанному воспитателем заранее. Видя перед собой предмет, дети без труда проводят анализ структуры поделки, определяют способ соединения частей, продумывают и планируют ход предстоящего дела. Для овладения этим умением воспитатель предлагает детям создать несколько игрушек с опорой на образец, созданный им в ходе анализа задания. При этом педагог должен заботиться о том, чтобы все его действия были точными и чтобы их могли видеть все дети. Если после этого ребята затрудняются приступить к работе, воспитатель снова объясняет последовательность изготовления игрушки.

После успешного усвоения способа изготовления игрушки по образцу можно перейти к изготовлению - игрушки по рисунку (фотографии). И здесь большую помощь может оказать детям использование приема схематичной зарисовки игрушки, который облегчит переход от наглядно-действенного мышления к конкретно-образному.  

Обобщая анализ работы по изготовлению поделок из природного материала по образцу, можно наметить общую характерную схему последовательности работы:

1. Рассматривание и анализ образца игрушки.

2. Установление поэтапной последовательности ее изготовления с предварительным планированием хода работы.

3. Выбор способа соединения частей игрушки.

4. Подбор материала и инструментов (с помощью воспитателя или самостоятельно).

5. Изготовление игрушки.

6. Анализ и оценка детских игрушек.

Большое образовательное значение при изготовлении поделок из природного материала имеет работа детей по замыслу. Такие занятия способствуют формированию у ребят умения самостоятельно планировать деятельность. Ребенок, прежде чем приступить к работе, должен предварительно наметить действия, определить их последовательность (что сделать сначала, как соединить туловище и голову в игрушке и. т.д.). И нередко детям это удается уже в старшей группе, а к концу пребывания в детском саду они успешно выполняют задание по замыслу, по условию.

Многие поделки выполняются детьми из одного вида материала и одинаковыми способами. Воспитатель помогает детям выделить эти приемы, способы работы, учит их обобщать и переносить на изготовление новых поделок. Здесь особенно важно соблюдать преемственность в работе, опираться на ранее приобретенные знания. Цель формирования таких обобщенных способов работы - развивать интерес к ручному труду, умение мастерить, творческие способности.

При создании игрушек воспитатель учит детей комбинировать природный материал. Например, чтобы сделать забавную птичку, для туловища можно взять шишку, голову сделать из небольшого жёлудя специфической формы, шею - из ветки, лапки - из мелких веточек, а хвостом может служить яркое пушистое перо. В качестве глаз для птиц, животных, человечков используются семена различных растений (рябина, подсолнух, арбузные семечки и т. п.). Для ног, лапок подойдут изогнутые веточки дерева, сучки с интересным изломом. Рога оленя - это причудливо изогнутые ветки. Чашечки (плюски) желудей хорошо заменяют шапочки или штанишки человечкам. Кора дерева служит хорошей подставкой для игрушек-самоделок, когда задумано изготовление игрушки-сувенира. Из крылаток клена, ясеня прекрасно получаются уши зайца, борода Карабаса-Барабаса, хвост и грива лошадки.Организуя работу с природным материалом, очень важно использовать и художественную литературу. Дети дошкольного возраста отличаются большой восприимчивостью и впечатлительностью, произведения художественной литературы являются неиссякаемым источником знаний, вдохновения, мудрости, воздействуют на ум и чувства ребенка, обогащая их, развивают художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы. Детям дошкольного возраста надо читать произведения о природе с ярким, образным описанием окружающих явлений, чтобы все это оказывало воздействие, пробуждало их фантазию, воспитывало художественный вкус, эстетические чувства, любовь к родной природе.

свернуть

Что нам стоит дом построить

В летний период воспитатели продолжают работу с детьми по формированию конструкторских способностей. Ребятам предлагают настольные строительные наборы, конструкторы, соответствующие возрасту, занимательные игры-головоломки, дидактические пособия (по плоскостному моделированию, наборы чертежей с разными конструкторскими задачами и пр.), Удобнее организовывать данную деятельность на верандах, в беседках, чтобы исключить потерю мелких деталей и частей. Основное внимание уделяется организации самой характерной детской деятельности в летний период — строительству из песка. В процессе данной работы развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности ребят, воображение, эстетический вкус. Дошкольники учатся умению действовать сообща, у них формируются навыки самостоятельной деятельности, гуманные чувства и положительные взаимоотношения друг с другом. И наконец, здесь большие возможности в формировании у дошкольников стремления к самовыражению, взаимообучению и самоуправлению, а это в свою очередь способствует активизации детской социальной целенаправленной деятельности.

 Самым главным условием для организации данной работы является подготовка песка. Он должен быть чистым (при необходимости просеянным) и влажным. Для детей младших групп детского сада нецелесообразно отводить для данной работы большие площади, поскольку малыши не создают крупных сюжетных построек, объединяя их общим содержанием, действия их чаще носят процессуальный характер, постройки еще несовершенны и просты.  Дети средней группы  собираются в игры в небольшие группы, начинают объединять свои постройки общим содержанием. Для детей старшего дошкольного возраста необходимо большое количество песка, значительные площади для организации строительной деятельности. Ведь дети уже создают крупные, коллективные постройки, объединяются в большие группы, развертывают интересные сюжеты игр в песке. Постройки носят содержательный, творческий характер, отличаются конструктивной сложностью. Ребята сами следят за чистотой песка, его подготовленностью к работе. Дети работают аккуратно, не пачкая одежду, обувь, приучены мыть руки при необходимости без напоминания. Поэтому для организации деятельности детей старшего дошкольного возраста можно строить различные песочные дворики прямо на земле. Обычно их размещают под деревьями, чтобы оградить детей от перегрева на солнце, а песок от пересыхания. При отсутствии деревьев рекомендуются теневые зонты.

Для работы с песком детям младшего дошкольного возраста можно предлагать пластмассовые ведра, совки, лопатки и формочки, некрупные игрушки, отличающиеся прочностью, легко моющиеся, различные дополнительные материалы: дощечки, фанерные трафареты, изображающие людей, знакомых детям животных, транспортные средства. Можно предложить малышам для игры кукольную посуду, куски клеенки, цветной пленки, фанерные пластины для изготовления на них куличиков. Для организации строительства из песка в средней группе используются те же материалы с увеличением количества различных дополнительных средств: пластин фанеры разного размера и кусочков разноцветного оргстекла, пластмассы (края зачищены), природного материала (веточек, корней, камушков, ракушек и др.). Для организации конструктивной деятельности детям старшего дошкольного возраста предлагайте более мелкие игрушки, отвечающие детским представлениям, увеличьте количество дополнительного материала и разнообразьте его. Это могут быть обрезки пластмассовых шлангов и труб разного диаметра, куски пенопласта, поролона, шпагата, тесьмы, различные пластмассовые и металлические коробки, банки разной формы и размера для формовки и др. Детям уже можно предлагать для строительства емкости, которые они наполняют водой, и организовывать игры с водой в песке. Можно использовать полиэтиленовую пленку, которой ребята выстилают дно сооружений, создавая бассейны, пруды, озера, реки, и разыгрывают сюжеты игр.

 Чтобы дать детской деятельности правильное направление, педагоги обогащают их опыт различными знаниями, впечатлениями, умениями. Для этого используются известные методы (наблюдение, экскурсии, чтение художественных произведений, беседы об увиденном, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов, диапозитивов и др.), что дает возможность познакомить ребят с различными видами архитектуры, особенностями сооружений, обогатить их представление о разных видах транспорта, о людях разных профессий и т.д. Организуя работу, педагоги часто сами включаются в строительство, объясняют, показывают приемы работы с материалом, помогают детям развивать сюжеты игр. Развитию интереса к строительству способствует привлечение детей к изготовлению различных поделок для обыгрывания построек. Воспитатели стремятся применять в работе такие приемы, которые способствуют развитию у ребят изобретательности, стремления к творческому поиску. Например, «Что нужно сделать, чтобы зайка поместился в твоем домике?»,— спрашивают малыша. «Догадайтесь, как из горки сделать мост?» — вопрос к детям средней группы. «Придумайте, как с помощью шланга провести водопровод, чтобы налить воды в этот бассейн. Что нужно сделать, чтобы укрепить эти части построек?» (воткнуть между ними палочки-стержни) — вопросы к ребятам старшего дошкольного возраста.В процессе строительства педагоги стремятся целенаправленно формировать у ребят навыки общения.

В группах младшего дошкольного возраста детей продолжают учить действиям с песком, умению выражать свои мысли и желания, что способствует развитию навыков общения: «Пригласи поиграть! По­благодари за помощь!» Воспитатели стимулируют желание малышей участвовать в совместных играх, дают возможность ощущать радость от совместных действий (пример: «Ходят друг к другу в гости с куклами, угощают их "пряниками", "пирожными из песка. В группах младшего дошкольного возраста педагоги развивают не только навыки индивидуальной самостоятельности, но взаимопомощи и взаимообучения: «Научи Наташу строить дорогу!» Формируют у малышей устойчивые мотивы к активной совместной деятельности (пример: сюжетно-ролевая игра «Кондитерский магазин»).

В работе с детьми среднего дошкольного возраста воспитатели ставят основной задачей формирование у ребят определенной самостоятельности и навыков самоуправления в процессе совместной деятельности с песком (небольшие подгруппы из 3-4 детей). Ребят учат ставить цель, находить конструктивное решение на основе имеющегося опыта, самостоятельно или с помощью взрослого планировать работу, вместе строить, объединяя свои постройки общим сюжетом, добиваться конечной цели. Поощряют высказывать свое мнение, выслушивать других, не конфликтовать, подчинять свои желания желаниям товарищей, с которыми строишь. Основными методами и приемами при этом являются совместное обсуждение конфликтных ситуаций, включение педагога в деятельность ребят, пример его общения с детьми. Воспитатели постоянно поощряют коллективное строительство: «Как дружно вы трудитесь! Какой красивый город построили! Хорошо бы сохранить постройку, а сегодня вечером продолжить работу, сделать пруд, пляж, посадить парк». Такие предложения служат для детей программой созидания и учат" бережно относиться к результатам общего труда.

В группах старшего дошкольного возраста у детей должны быть сформированы навыки совместного строительства. Чтобы ребята объединились в большие подгруппы, постройки имели интересное содержание и многообразие в соответствии с их умениями и представлениями, необходимо совместное обсуждение работы, поэтому воспитатели побуждают, направляют детей сначала к оговариванию деятельности, затем к ее планированию. При этом особенно действенным приемом в совместном строительстве больших объединений ребят является предложение детям выбирать поочередно бригадиров, которые учатся направлять общую деятельность к единой цели. Важная воспитательная задача в процессе строительства в старшем дошкольном возрасте состоит в том, чтобы дать возможность утвердиться каждому ребенку в том, что он может стать лидером.

Педагоги не допускают, когда ребята бесцельно копаются в песке, скучая при этом, когда от скуки развиваются игры с отрицательным содержанием (кидаются друг в друга песком, валяются, закапываются и др.). Воспитатели стремятся организовать деятельность детей так, чтобы в песке кипела активная ребячья жизнь, интересная и содержательная.

 Тематика построек из песка перекликается с тематикой занятий по конструированию из строительного материала и конструкторов, что дает возможность научить ребят строить сооружения, выполняя их из разных материалов,В группах младшего возраста воспитатели учат малышей сгребать песок в небольшие кучки с помощью совков и лопаток, утрамбовывать их, выкапывать в песке ямки, накладывать песок в небольшие низкие формочки и мастерить пирожки, пряники, торты и другие угощения для кукол.

 Можно научить малышей строить будку для игрушечной собачки. Воспитатель сгребает песок в кучку, уплотняет ее и делает в ней углубление совком у ее основания, предлагает малышу поместить в нее собачку. Научить проводить в песке дорожку, продвигая по нему дощечку, лежащую плашмя, и слегка придавливая ее к песку. После чего вместе с детьми воспитатель делает на дорожке кочки (кучки) и ямки, и постройка обыгрывается, например, с использованием народной потешки. Воспитатель продвигает по дорожке игрушку, приговаривая: «По кочкам, по кочкам, по ровненькой дорожке в ямку — бух!» Малышей продолжают учить приему формовки. Воспитатель показывает, как набирать полную форму, уплотнять в ней песок, опрокидывать ее, где необходимо по ней постучать, как поднимать, не повредив куличик. Таким образом, формуются торты, башни, домики. Можно научить ребят строить горки. Для этого насыпается куча песка, утрамбовывается и с помощью дощечки на ней прокладываются спуски у горки (аналогично строительству дорожки). После этого можно научить малышей строить скамеечку, ворота, стол, стул, мост (на один или два куличика, стоящих рядом, накладывается пластина). Можно научить детей строить заборчики, сгребая песок с двух сторон руками и уплотняя его, постепенно надстраивая сооружение в длину по направлению к себе. В средней группе педагоги закрепляют у детей умение формовать различные детали, сооружая несложные постройки, объединяя их общим содержанием, украшать сооружения. Можно научить ребят строить высокую башню из трех форм разного объема. Сначала формуется основание — самая крупная деталь, на нес водружается деталь поменьше и завершает башню самая маленькая, которая украшается флажком.Ребят продолжают учить самостоятельно строить разные горки (высокие, низкие, широкие, узкие), загородки, заборы, загоны и др. На одинаковом расстоянии устанавливаются куличики, а между ними вставляются палочки, либо несколько в ряд, либо по одной горизонтально, один конец вставляется в боковую часть одного куличика, другой в соседний.Используя кубические формы, дети строят дома, украшая их разноцветными окнами, вдавливая в песок кусочки разноцветного оргстекла. (Чтобы окошко лучше держалось, верхнюю часть его вдавливают глубже). Особенно ребята любят вдвоем рыть в песочных кучах тоннели с двух сторон, пока не соединя­ются внутри кучи руки.Дети продолжают строить мебель, украшают «комнаты» различными дополнительными материалами. Воспитатели побуждают детей к играм с постройкой, при необходимости подсказывают сюжеты, помогают их развивать.

Детей старшей группы учат сооружать из песка более сложные и крупные постройки. Воспитатели объясняют, как вырезать с помощью лопаток или дощечек из утрамбованной кучи дома, корабли, машины, поезда, предметы мебели и т.д. У детей при этом развивается умение организовать пространство, предви­деть размер и форму будущего сооружения.

 Ребята приспосабливают для формовки самые различные материалы. Крупные формы сооружают с помощью деревянных рамок, полых кубов, банок без дна, отрезков пластмассовых труб большого диаметра (в данном случае форма не переворачивается, а снимается, поднимается вверх). Дети строят высотные дома, дворцы, терема, театры, ракетодромы, прокладывают железные дороги, сооружают бассейны, озера. При этом щедро украшают постройки различными материалами и деталями. Например, цилиндрические высотные дома делают с лоджиями, вставляя в ряд сверху вниз на одинаковом расстоянии одинаковые кусочки оргстекла или фанеры, устанавливают на зданиях телевизионные антенны из цветной проволоки, прокладывают провода между мачтами уличных фонарей. В процессе строительства ребята сочетают различные способы работы с песком.Педагоги побуждают ребят строить по разным темам (порт, детский сад, микрорайон и др.), по знакомым сказкам (например, «Царевна-лягушка», «Заячья избушка», «Снежная королева» и др.) и разыгрывать сказочные сюжеты. Детям предлагают в качестве образцов для строительства фотографии, рисунки с изображением различных сооружений. Осуществляя обучение детей, педагоги все больше опираются на их опыт, знания, умения, стремятся развивать у ребят сообразительность, смекалку, творчество. Таким образом, действуя, экспериментируя с песком и водой, дошкольники чувственным путем познают их качества, а воспитатели расширяют понятия детей, их опыт, формируют умения, воспитывают.

 

свернуть

Организация ручного труда в летний период

Летний период необходимо использовать для организации разнообразного ручного труда.

У детей закрепляют имеющиеся навыки работы с различными материалами, учат мастерить поделки для своих игр. Работая с детьми младшего дошкольного возраста, педагоги часто мастерят в присутствии детей, по­буждая малышей к помощи (намазать, приложить, подержать). И тут же изготовленные атрибуты, игрушки предлагают малышам для игр.С детьми среднего дошкольного возраста воспитатели делают несложные игрушки и атрибуты из бумаги, тонкого картона (сумочки, коробочки, бинокли, бескозырки из коробок, катушек и пр.). Дети вырезают детали по разметкам, сделанным воспитателем, самостоятельно украшают поделки элементами из цветной бумаги, кусочков ткани.Дети старшего дошкольного возраста мастерят игрушки из различных материалов, бумаги, картона, поролона, проволоки, ткани и др., используя свой опыт, развивая его, приобретая новые умения. Педагоги поощряют стремление ребят делать атрибуты к сюжетно-ролевым играм (например, к игре «Корабль» — якорь, спасательные круги, бескозырки, сигнальные флажки, трубы и пр.), изготавливать из разных материалов кукол для театра, шить юбки, пелеринки, фартуки, шапочки, делать короны, пояса и прочие элементы, наряжаться и играть в сказки, делать в подарок малышам игрушки и атрибуты (например, изготавливать поделки из бумаги по принципу оригами, папье-маше, шить из ткани, плести из проволоки).

 Лето — удобное время для приведения в порядок хозяйства в своей группе. Поэтому детей старшего дошкольного возраста привлекают к ремонту коробок, атрибутов, пособий, книг, кукольной одежды, к пришиванию пуговиц, петель к полотенцам и прочей работе. И конечно, летнее время можно использовать для подготовки пособий, демонстрационного и раздаточного материала к следующему учебному году. Дети с   желанием, например, нарежут полоски, вырежут фигурки из картона, наклеят элементы на карточки, напечатают изображения печатками, сделают султанчики, сошьют мешочки и сплетут косички для занятий по физкультуре и пр.

 Воспитатели направляют детскую деятельность, содействуют созданию для работы необходимых условий, выделяют определенные места (на веранде, в беседке, под деревом, под зонтом), предусматривают удобное хранение материалов (лучше разложить их по видам в коробки, так удобнее использовать материалы, поставив коробки друг на друга; коробки можно связывать тесьмой и переносить).

 Поскольку для летнего периода особенно характерными являются игры с песком, водой и ветром, рассмотрим подробнее, какие поделки можно научить мастерить дошкольников для организации этих игр. Для игр с песком игрушки изготавливают из материалов, которые не портятся от влаги (катушки, поролон, пенопласт, цветная клеенка, проволока и др.). Например, дети могут сплести коврики из пленки способом переплетения основы полосами. Для устройства комнаты для кукол сделать мебель из прямоугольных молочных пакетов. Палатки для туристов — из трехгранных, смастерить флажки и флагштоки, деревья, дорожные знаки из клеенки, из палочек и катушек, вырезать человечков, зверюшек из поролона и др. Для игр с водой ребята смогут сделать катамараны из трехгранных молочных пакетов. У пакетов срезать одну из сторон, затем развернуть его так, чтобы получился квадратный карман и сделать срез. Получится одна часть катамарана. Затем таким же образом вырезать другую. Сшить обе части друг с другом, раздвинуть каждую и вставить палочки-распорки.

Для изготовления самолета на водных лыжах потребуются пластины и кусочки пенопласта. Скрепить детали можно при помощи стержней из тонких заостренных палочек. Ребят можно научить мастерить забавных человечков-пловцов, которых вырезают из полосок поролона. Острые грани при этом среза­ют, придавая фигуркам округлые формы. Черты лица — узелки (в иголку вдевается нитка, складывается пополам, делается узелок, прокалывается поролон в листе, где должен быть глаз, игла выводится в верхнюю часть головы, нить слегка натягивается, закрепляется). К голове пришивается парик из ниток. Ребята могут смастерить из поролона буйки, кита, дельфина, акулу, спрута и другие игрушки.

свернуть