Советы дефектолога

Чем вам поможет учитель-дефектолог?

Родители не всегда могут услышать все дефекты в речи своего ребенка. Учитель-дефектолог помогает родителям понять, как правильно формировать речь детей, разъясняет и показывает им, в чем состоит логопедическая работа, объясняет необходимость выполнения определенных упражнений для закрепления достигнутого на занятиях дома.
развернуть

    Многие родители думают, что речь ребенка исправится сама собой, с возрастом, но это не так. Чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить недостатки в речи.

   Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой. Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка, не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту! Своевременно оказанная помощь сэкономит ваши нервы и поможет вашему ребенку почувствовать себя более уверенным.

 Учитель-дефектолог – это квалифицированный специалист, занимающийся выявлением нарушений звукопроизношения в речи и их исправлением.

    Речь является одной из важнейших коммуникативных функций. Нарушения речи бывают разные, от простых до тяжелых, от физиологических, связанных с возрастными особенностями, до стойких, требующих срочной коррекции. Разобраться во всем этом может помочь учитель-дефектолог.

1. Коррекция звукопроизношения – самый распространенный вид работы учителя-дефектолога

  Самыми распространенными недостатками речи у дошкольников являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука. Нарушения могут быть вызваны разными причинами:

  • возрастными нарушениями (самостоятельно проходят);
  • дефектами строения челюсти, мягкого и твердого неба;
  • массивной или короткой уздечкой; неправильным расположением зубов;
  • недостаточностью работы мышц речевого аппарата.

          Работа по исправлению произношения звуков состоит из трех основных этапов:

  • подготовительного (тренировка движений органов артикуляционного аппарата);
  • этапа появления звука (постановка звука);
  • этапа усвоения звука вречи (автоматизация, отработка звука вслогах, словах, фразах, стихах и рассказах).

2. Развитие фонематического восприятия

  Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать звуки речи – фонемы. Качественное исправление звукопроизношения будет гарантировано при условии развитого фонематического восприятия. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова.

   Развитие фонематического восприятия лежит в основе работы по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических представлений.

   Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи.

  Его словарь не наполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы. Как узнать, не нарушено ли фонематическое восприятие у ребенка?

  Попросите повторить различные слоги и слова, при этом ребенок не должен видеть Вашего рта: са-ша-са, та-да-та, ра-ла-ра, са-за-са, жук-сук, том-дом-ком, день-тень-пень, Паша-наша-ваша, бак-мак-лак.

 Если у ребенка достаточно развито слуховое внимание, слуховая память и фонематическое восприятие, то он повторит речевой материал без ошибок.

3. Расширение словаря и формирование грамматического строя речи

   У ребенка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и пр. Словарь пятилетнего ребенка составляет 3–4 тысячи слов, в нем представлены все части речи; ребенок активно использует словообразование и словотворчество.

  Иная картина наблюдается у ребенка того же возраста с общим недоразвитием речи. Словарный запас не превышает 1,5–2 тысяч слов, низок уровень способности к построению предложения. Заметны ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании частей речи (три ведры, заботились белкой, медвежонки). Самостоятельно такие нарушения не проходят, необходима специально построенная логопедическая работа.

4. Работа над умением составлять рассказы, пересказы

5. Формирование слоговой структуры слова

  Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит, структура слова воспроизводится неверно. До трех лет такое явление нормально. Беспокоиться о состоянии речи ребенка не нужно.

  В возрасте 4–5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста – учителя-дефектолога. Самостоятельно такие нарушения не проходят. Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует значительного времени. Попросите ребенка повторить слова: милиционер, регулировщик, аквариум, сковородка, виноград, черепаха. Он должен произносить их правильно.

6. Растягивание укороченной подъязычной уздечки

  Укороченная уздечка ограничивает движения языка, это мешает нормальному произношению звуков [Л] и [Р].

  Вам могут предложить ее «подрезать», однако хирургический метод не всегда приводит к желаемому результату и может потребовать повторного вмешательства. Уздечку можно не резать, а растягивать. Этот процесс не травмирует психику ребенка, и через несколько занятий уже будут заметны результаты.

   И все же в некоторых, довольно редких случаях, хирургическая помощь остается единственным решением.

свернуть

Профилактика речевых нарушений

Профилактика нарушений речи строится на устранении из жизни ребёнка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений. В случаях, когда не удаётся предупредить возникновение речевой патологии, задача профилактики сводится к смягчению неблагоприятных последствий уже подействовавших вредоносных факторов и к предупреждению появления вторичных нарушений на основе уже имеющихся.
развернуть

Поскольку многое в развитии ребёнка предопределяет наследственность, будущим родителям нужно очень серьёзно подойти к этому вопросу. При необходимости, следует обратиться за консультацией к специалистам, после чего тщательно взвесить все «за» и «против». В некоторых случаях бывает лучше полностью отказаться от намерения иметь ребёнка, чем обречь его на тяжёлую инвалидность.

     Безусловно, разного рода вредные привычки будущих родителей могут стать причиной проблем в развитии ребёнка. Например, курение матери во время беременности отрицательно сказывается на всём ходе внутриутробного (а значит и последующего) развития ребёнка.

     Особого внимания в смысле профилактики речевых нарушений требует период беременности. На протяжении всего этого времени, необходимо находиться под наблюдением врача, выполняя рекомендации и соблюдать меры личной предосторожности.

     Резко отрицательно сказывается на будущем ребёнке и возникающие в семье разного рода стрессовые ситуации, тем более, если они приобретают затяжной характер. Все члены семьи должны понимать важность момента и необходимость создания в доме возможно более спокойной обстановки. Разрешение всяческих конфликтов должно быть отложено не только на время беременности, но и на весь послеродовой период.

     Непосредственно процесс родов во многом зависит от самой женщины. Разумное и правильное поведение её может быть обеспечено заблаговременно приобретёнными, всеми нужными сведениями о родах.

     После рождения ребёнка следует очень внимательно наблюдать за протеканием его раннего развития, отмечая любое отставание или отклонение от его нормального хода. Так, если ребёнок в положенное время не начинает держать головку или самостоятельно садиться, если у него задерживается начало ходьбы или появление первых слов и фразовой речи, то причины этих отставаний необходимо своевременно выяснить у специалистов и безотлагательно принимать рекомендуемые ими меры. Чем меньше по времени продолжается отставание от нормы, тем легче его преодолеть.

     Профилактика непосредственно речевых нарушений включает в себя в основном два момента:

     Забота о физическом и нервно-психологическом здоровье ребёнка и о сохранности его речевых органов

     Забота о правильном речевом развитии ребёнка.

     Решение первой из названных задач конкретно выражается в следующем:

   предупреждение ушибов в области головы;

 предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих  с высокой температурой (соблюдение сроков профилактических прививок, исключение контактов с больными и пр.);

  охрана органов слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума;

   охрана органов артикуляции, состоящая в следующем:

   предупреждение (и лечение) рахита;

   исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щёку во время сна (возможность возникновения  перекрёстного прикуса);

   раннее протезирования зубов в случае их преждевременной потери (не имеется в виду возрастная смена зубов);

   своевременное подрезание  короткой уздечки языка;

   охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (крики, излишне громкая и напряжённая речь);

  охрана нервной системы ребёнка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного рода запугиваний и т.п.).

  Решение второй задачи выражается в следующем:

 обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания (отсутствие речевых нарушений у окружающих);

  поощрение лепета ребёнка мимикой радости;

  воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать с ребёнком, начиная с первых дней его жизни;

  медленное и чёткое произношение взрослыми простых слов, связанных с конкретной жизненной ситуацией, а также называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребёнку «приступить» к постепенному овладению речью;

  отчётливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребёнком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его произношения;

  систематическое создание таких ситуаций, при которых ребёнок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться «понимать его с полуслова»);

  полное исключение случаев «сюсюканья» с ребёнком, лишающее его правильного образца для подражания;

  занятия ритмикой, музыкой и пением; последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса;

  развитие тонкой ручной моторики, играющей важную роль в овладении полноценной речью.

     Если, несмотря на профилактические меры, какие-то неблагоприятные факторы всё же имели место в период беременности, родов или раннего развития ребёнка, не следует думать, что детский мозг обладает очень большой пластичностью, гибкостью и имеет выраженную тенденцию к развитию. В силу этого многие его повреждения могут почти бесследно сглаживаться. Значимая роль в такой компенсации принадлежит благоприятным социально-бытовым условиям, в которых растёт и развивается ребёнок. Не менее важно и своевременное принятие лечебно-профилактических мер, рекомендуемых по линии детской консультации при поликлинике.

     Следует упомянуть ещё об одном виде профилактики – о профилактике рецидивов (возвратов) речевых расстройств. Они могут иметь место в случае недостаточно прочного закрепления  результатов логопедической работы или при особо неблагоприятных жизненных ситуациях, срывающих механизмы компенсации. Такие рецидивы чаще всего наблюдаются при заикании. Здесь важно понимать, что вновь воспитанный навык правильной речи является ещё очень не прочным и поэтому для его полной автоматизации необходимо определённое время и непрерывная работа по закреплению. Даже при нарушениях звукопроизношения может произойти возврат к старой дефектной артикуляции, являющейся более прочной, чем вновь воспитанная. По этой причине и после прекращения логопедических занятий родители должны в течение некоторого времени осуществлять контроль над речью ребёнка.

     В подавляющем большинстве случаев всё это вместе это вместе взятое позволяет полностью преодолеть или значительно смягчить негативное влияние имевшихся вредностей на весь ход дальнейшего развития ребёнка.

свернуть